Библиотека

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


Читателю на заметку

  • Русский писатель М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
  • Американский изобретатель Т. Эдисон читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.
  • Французский романист О. де Бальзак прочитал роман в двести страниц за полчаса.
  • Французский император Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
  • При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
  • Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром – 80%.
  • В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.
  • При чтении глаза читающего, глядя на разные буквы, передают разное изображение, а мозг объединяет их в одну картинку.
  • Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок, читающего быстро – 2-4 остановки.


Памятка-рекомендация «Твой друг — книга»

Книга — уникальное явление культуры: она помогла сохранить знания, которые накопило человечество в течение тысячелетий. Это самое чудесное изобретение человека. Своими знаниями мы обязаны ей. Если бы не книга, человек никогда бы не стал тем, кем он является сейчас. Не утратила она своей актуальности и сегодня. Чтобы книга стала твоим надежным другом на долгие годы, выполняй эти рекомендации:

Прежде чем читать, определи, о каком времени (эпохе) рассказывает книга.

Обращай внимание, где (в каком месте, стране) и с кем происходит всё, о чем рассказано в книге.

Если ты только учишься читать, то лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца.

Используй книги-справочники и иллюстрации, постарайся представить себе героев и обстановку наглядно.

Выделяй всё непонятное, формулируй вопросы и старайся найти на них ответы самостоятельно или спросить у взрослых.

Если книга объемная, читай её по частям.

Закрывая книгу, всякий раз обдумывай, что запомнилось, что взволновало при чтении.

Сравнивай свои впечатления от прочитанного сегодня с тем, что испытал при чтении вчера.

Возвращайся к прочитанному, перечитывай отдельные интересные места, отмечай их закладкой, выписывай.

Дочитав книгу, подумай над её содержанием, воспроизведи образы героев, определи, хороша ли книга и чем именно хороша.

СЕМЬЯ И КНИГА — ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

Детская литература обращает сердца к добру, великодушию, совести и справедливости, развивает творческие способности, сближает ребенка и взрослого, вызывая у них общие переживания, формируя общие ценности. Правильно организованное чтение способствует лучшему усвоению школьной программы. Библиотека и семья — ближайшие партнеры и союзники в воспитании у детей интереса к книге и чтению.

Формированию любви к чтению прежде всего способствует семья, ведь первое знакомство с книгой происходит именно там. И от того насколько умело сумеют родители приоткрыть двери в Книжный мир, во многом зависит дальнейшая читательская судьба ребенка.

Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книжки. Жизнь у этих книг длинная: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они станут друзьями ребенка. Такая семейная традиция не просто воспитывает бережное отношение к книге, а дополняется чувством привязанности к родным людям. Сближает родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке. Если с раннего детства ребенок приучен к книге, то он никогда не расстанется с ней.


НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ


Совместное чтение с последующим обсуждение сказок и рассказов, содержание которых доступно ребенку.

Пересказ сказок по иллюстрациям.

Самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из которой был прочитан взрослым.

Покупайте книги, дарите их. В доме организуйте детскую библиотечку. Отведите специальное место для чтения.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят ребят еще что-то узнать об известном или… неизвестном.

Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием, делитесь впечатлениями.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Поощряйте дружбу с детьми, которые любят книги.

Предложите детям до или после просмотра киноленты прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Наберитесь терпения, чтобы не отбить у ребенка желания читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Список литературы по внеклассному чтению для учащихся старших классов

Былины «Святогор – богатырь», «Илья Муромец и Калина – царь», «Садко» и другие былины.

Русские народные сказки «Кузьма Скоробогатый», «Летучий корабль», «Марья Моревна».

Белорусская сказка «Пых», «Отец и сын».

Сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева», «Принцессе на горошине», «Огниво».

Сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

Сказки В.В.Бианки «Анюткина утка», «Лесные домишки», «Кто чем поёт?», «Мышонок Пик», «Музыкант».

Сказки Р.Киплинга о животных.

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Белый гусь», «Живая шляпа».

С.Я.Маршак стихи «Пудель», «Урок вежливости», «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Кот и лодыри».

М.М.Пришвин «Ребята и утята», «Муравьи», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Именины осинки», «Шёпот в лесу».

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы».

В.Драгунский «Заколдованная буква», «Друг детства», «Девочка на шаре».

И.А.Крылов. Басни.

Р.Г.Гамзатов «Три сына», стихи о Родине.

А.П.Гайдар «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Тимур и его команда».

С.Михалков «Мой щенок», «Очки», «Прогулка».

Б.Житков. Рассказы о животных («Про волка», «Про слона», «Про обезьянку»).

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот».

К.М.Симонов. Рассказы о войне.

А.И.Куприн. Рассказы: «Белый пудель», «Скворцы», «Барбос и Жулька», «Слон».

Ю.Я.Яковлев «Умка», «Хромой лев», «Мама», «Кепка – невидимка».

А.Н.Толстой «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка».

А.П.Чехова «Каштанка», «Пересолил», «Налим».

Произведения о Великой Отечественной войне «По страницам военной поэзии».

Рекомендательный список литературы в помощь классному руководителю при организации работы с родителями

Фундаментальным социальным институтом, обеспечивающим устойчивость общества, его воспроизводство и развитие на протяжении многих столетий остается семья. Семья – главный фактор развития и формирования человека. В ней закладывается фундамент нравственных, философских, эстетических представлений ребенка об окружающем мире. Все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям. И самым действенным способом воспитания является живой пример старших, практическое научение, уважение предков и их обычаев.

В представленном списке литературы раскрываются особенности семейного воспитания детей в современных социально-экономических условиях.

1.Антипова, Е. В. Семейная педагогика: учебно-методические материалы/ Е. В. Антипова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2014. — 216 с.

2.Браун, Б. Б. Что говорить детям? / Б. Б. Браун. — Минск : Попурри, 2009. —416 с.

3. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе / Л. И. Гайдарова // Педагогические науки. — 2007. — № 4. —с. 91-94

4. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста: воспитание подростков / Ю. Ю. Дмитриева. — Ростов- на- Дону: Феникс, 2015. — 157 с.

5. Киршенбаум, М., Фостер Ч. Учитесь общаться с подростком / М. Киршенбаум, Ч. Фостер. — Минск: Попурри, 2009. — 384 с.

6.Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов сред. Пед. учеб. заведений/ Т. А. Куликова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Академия, 2000. — 231 с.

7.Максимов, А. Как не стать врагом своему ребенку: Книга для детей и родителей, которые хотят быть вместе/ Андрей Максимов. — СПб.: Питер, 2015. — 224 с.

8.Медведская, Е. И. Ребенок в пространстве мультимедиа: предупреждение зависимости: пособие для педагогов общего среднего образования/ Елена Медведская.— Минск: Народная асвета, 2018. — 192 с.

9.Окулич, Н. Н. Как стать успешным родителем: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования/ Н. А. Окулич. — Минск: ИВЦ Минфина, 2015. — 192 с.

10.Педагогика: современная энциклопедия/ Е. С. Рапцевич. — Минск: Современная школа, 2010. — 720 с.

11.Перейра, Х. Давай дружить: Как научить ребенка заводить друзей/ Хилари Перейра. — Минск: Попурри, 2010. — 176 с.

12.Праздник в школе: У ребенка день рождения/ Сост. Н. И. Москаленко, Т. Н. Шило. — 2-е изд. — Минск: Беларусь, 2000. — 168 с.

13.Пэнтли, Э. Дисциплина без наказаний и крика/ Элизабет Пэнтли. — Минск: Попурри, 2011. — 304 с.

14.Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе: практическое пособие/ В. П. Сергеева. — 4-е изд. доп. — Москва: ЦГЛ, 2002. — 224 с.

15.Сермяжко, Е. И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: пособие. — Могилев: УО МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 128 с.

16.Фалькович, Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями/ Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова. — Москва: 5 за знания, 2005. —240 с.

17.Фелан, Т. У. Воспитание без принуждения/ Т. У. Фелан. — 4-е изд. — Минск: Попурри, 2010. — 288 с.

18. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учебное пособие. — Минск: Пачатковая школа, 2007. — 184 с.


Произведения, рекомендуемые для внеклассного чтения учащимся начальных классов

Пералік вучэбных дапаможнікаў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі, у 2023/2024 навучальным годзе