Социально-культурную сферу современного общества невозможно представить без такого важнейшего элемента просветительской деятельности как туристско-экскурсионная работа. Данная форма ознакомления с историей регионов, объектами культурно-исторического наследия, музеями, предприятиями, современными достижениями является наиболее доступной и увлекательной для учащихся учреждений образования, а также способствует комплексному решению педагогических задач:воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных.
Туристско-экскурсионное направление широко востребовано в образовательной деятельности и способствует дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся, проявлению самостоятельности, творчества, формированию разносторонне развитой личности.
Создание конкретных туристических маршрутов, видеоматериалов, интерактивных карт, виртуальных экскурсий и других продуктов требует от участников проекта применения разнообразных методов и аппаратно- программных средств в области информационно-коммуникационных технологий и геоинформационных систем, постоянное повышение уровня самообразования и саморазвития.
Разработанные в рамках Проекта экскурсионные маршруты могут быть использованы учреждениями образования для организации образовательного процесса, воспитательного сопровождения, краеведческой и туристско-экскурсионной деятельности и развития межрегиональных связей.
Изучение на системной основе социокультурного наследия Приднепровья будет способствовать формированию социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности.
Реализация проекта в целом направлена на отражение интересов личности обучающихся, общества и Могилевского региона.
Цель: формирование основ ценностного отношения к социокультурному наследию Могилевского края, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирование нравственно зрелой личности, способной на адекватное отношение к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе.
Задачи:
массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях, социально-экономических, спортивных и иных достижениях Могилевской области;
формирование основ информационной культуры, базирующееся на традициях духовного культурного наследия белорусского народа и достижениях современного общества;
создание условий для развития творческих способностей детей и молодежи, путем включения в различные виды социально значимой деятельности;
вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды детской деятельности, детей и молодежи в полезную досуговую деятельность, содействие их самоопределению;
формирование навыков осознанного владения цифровыми устройствами и применения информационно-коммуникационных технологий;
популяризация туристских и рекреационных ресурсов природного, исторического, социокультурного и экономического происхождения в каждом регионе Могилевской области;
содействие развитию межрегионального внутреннего детского и молодежного туризма;
формирование, позитивное развитие и продвижение положительного и привлекательного имиджа Могилевской области.
Основные этапы проекта:
1 этап – учрежденческий – организован в рамках проведения конкурса «Вандроўка ў мінулае».
(ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА)
2 этап – районный (региональный) – организован в рамках проведения конкурса «Район адчыняе дзверы».
3 этап – областной – реализуется с 10 декабря 2021 г. по 10 декабря 2022 г.
Учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – УО «МГОИРО») и государственное учреждение образования «Областной центр творчества» (далее – ГУДО «ОЦТ») обобщают материалы, предоставленные районными и городскими отделами (управлениями) по образованию и в срок до 1 марта 2022 г. создают путеводитель по Могилевской области (ГУДО «ОЦТ»), интерактивную карту «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе», отражающую достопримечательности Могилевской области и мобильное приложение «Мая _Зямля_Прыдняпроўе» (УО «МГОИРО»).
Данное приложение направляется в учреждения образования, которые использует его в своей деятельности. На этом этапе через участие в квест-играх, тестовых заданиях мобильного приложения изучают уровень усвоения знаний обучающихся Могилевской области, а также необходимость пополнения интерактивных карт.
В течение апреля-декабря 2022 года обучающиеся знакомятся с достопримечательностями районов и городов Могилевской области. Формами реализации данного этапа могут быть: походы, экскурсии, виртуальные экскурсии, презентации, коллажи, портфолио, «с великими – запросто», «пять минут с искусством» и др. Выбор форм зависит от возрастной дифференции и уровня реализации проекта. Обязательным условием является использование материалов интерактивной карты «Мая_Зямля_Прыдняпроўе».
Материалы карты должны в обязательном порядке быть использованы учителями-предметниками, воспитателями дошкольных учреждений в образовательном процессе в качестве иллюстрации социокультурного наследия Приднепровского края и создании положительного имиджа Могилевщины. При проведении классных часов, часов информирования целесообразно использовать данные информационные продукты.
В рамках областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» учащиеся 3 класса посетили музей этнографии.
Для них была проведена экскурсия «Приднепровье мой край» и представлена экспозиция музея «Беларуская вёска». Школьники узнали много интересного о культуре и быте наших предков, проживавших на Могилевщине. В ходе экскурсии ребята отвечали на вопросы, отгадывали загадки, делились ранее подготовленной информацией о жизни белорусов в далёком прошлом.
Учащимся была предоставлена возможность понаблюдать за работой ткача, продемонстрировать свои умения на интерактивных площадках. С большим удовольствием дети мастерили игрушки своими руками.
Третьеклассники получили массу положительных эмоций, а так же узнали много нового об истории своего края.
На трэццім тыдні лютага ў дапаможнай школе г.Магілёва адбыліся мерапрыемствы, прысвечаныя беларускай мовы.
На працягу ўсяго тыдня праходзіла акцыя “Пажаданні роднай мове”. Кожны жадаючы мог прыйсці на перапынку ў кабінет беларускай мовы і выказаць сваю любоў і павагу да роднага слова. Шмат цёплых і сардэчных пажаданняў з’явілася на ўпрыгожаным стэндзе.
У сераду, 17 лютага, напярэдадні Міжнароднага дня роднай мовы вучні і настаўнікі прынялі ўдзел у акцыі “Пішам дыктоўку разам”. Усе разам пісалі дыктант на беларускай мове “Люты”. Удзельнікі акцыі праверылі сваё валоданне роднай мовай і мелі магчымасць далучыцца да слова Багдановіча і Купалы, Багушэвіча і Коласа...
У чацвер, 18 лютага, прайшла гульня-віктарына “Край мой родны - Белая Русь”. У віктарыне, прысвечанай нашай роднай Беларусі, спаборнічалі дзве каманды – “Айчына” і “Радзіма”. Вучні паказалі свае веды па культуры, гісторыі, раслінным і жывёльным свеце Беларусі. Падчас гульні ўдзельнікі даведаліся шмат новага, напрыклад, тое, што 4 студзеня 2021 года ў Беларусі быў зацверджаны новы выгляд дзяржаўнага герба. Нягледзячы на тое, што спаборніцтва праходзіла ў напружанай барацьбе, усё ж такі перамагло сяброўства. Удзельнікі абедзвюх каманд аднолькава добра ведалі прыказкi i прымаȳкi, перакладалі словы i адгадвалі загадкі на роднай мове!
Тыдзень скончыўся, а цікавасць да роднай мовы, пазітыўныя эмоцыі і добры настрой ад удзелу ў мерапрыемствах застануцца надоўга ў дзяцей і дарослых.
Правядзенне такіх акцый дазваляе шанаваць і захоўваць родную мову, выхоўваць любоў і павагу да яе!
А.С. Бабіцкая,
настаўніца беларускай мовы і літаратуры